Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Фильм Александра Довженко «Иван» — дух строителей коммунизма 30-х годов
grigoriy_karpov
Поделитесь этой публикацией в соцсетях:

Фильм «Иван» снят в 1932 году на Украине. В центре сюжета молодой крестьянин Иван, который по призыву партии отправляется вместе с другими (теперь на селе работают машины и освободилось много рабочей силы) на стройку-гигант первой пятилетки — ДнепроГЭС. Когда он прибывает и поселяется на новом месте происходит одна из самых впечатляющих сцен фильма: Иван с изумлением наблюдает через окно своей комнаты масштабную стройку. Панорамная съемка движущейся камерой показывает масштаб и значительность сооружений. Тут нужно представить, каким это выглядит для простого крестьянина, который всю жизнь прожил на селе и никогда не видел ничего подобного. Но теперь он оказался вовлечен в строительство этого гиганта. А причастность к таким большим делам поднимает человека, создает нового человека. Но не сразу. Ивану для этого придется пройти определенный путь.
Он начинает свою работу с простой укладки рельсов. Однако, и эта работа оказывается совсем не такой простой. Другие рабочие предлагают отцу Ивана (вместе с которым он приехал на строительство) отправить сына подучиться, набраться квалификации. Но Иван так уверен в себе, что вызывает других на соцсоревнование. Один из работников делает Ивану замечание: «Много, но плохо. А если по твоей неопрятной работе пройдет бетонный поезд и завалится, и создаст на строительстве пробку, тогда что? <…> Это же только костыль, Ваня. А дальше? А выше? Завтра соревнуешься со мной.»
Когда соревнование начинается, в сюжет фильма вклинивается еще одна история. О том, как из-за несчастного случая на стройке погибает комсомолец. Мать этого комсомольца в горе и отчаянии бежит через всю стройку… Она врывается в кабинет начальника стройки и слышит его телефонный разговор. Он уже знает о смерти комсомольца. Можно представить, что подобный начальник нашего времени будет делать в подобном случае. Наверное, и пальцем не пошевелит. Но то было совсем другое время. Начальник стройки прямо кричит в трубку: «Замолчать! Убили лучшего юного ударника. Молчать! Не бетонная бадья! И не трос! И не поганый газ! Его убило недостаточное внимание к бадье, тросу, сигналу. Недостаточная проверка. Что? Что? Вы стали слишком добрый, мягкий. А в результате — смерть комсомольца. А в результате запятнана идея. Вот вам и доброта! Вот вам и свой парень! Слышите? Немедленно созвать бригаду комсомольцев для постоянной проверки механизмов на всех участках! Сегодня же, сейчас же!». После своего разговора начальник обращается к матери комсомольца: «Вам что, товарищ?». Мать, которая слышала весь телефонный  разговор, отвечает: «Ничего».
Действие фильма возвращается к соревнованию Ивана. Он проиграл. «Секретничество завели? На секретах выезжаете?! — Не секреты, а квалификация.» Во время небольшой беседы рабочих Иван заявляет, что поедет домой, «с таким ударничеством». Тут один старик говорит: «...Эх, я, бывало, товарищи, парубком как ударю, бывало... Танцевал с девчатами! Аж земля дрожит! Вот чтоб меня Господь побил!
— 810 тысяч киловатт! Говорят, Волга даст вдвое, а Ангара - вдесятеро. Десять Днепрельстанов ударной работы!
— говорит один из рабочих. —
— Так вот я же и говорю... как, бывало, ударю... с девчатами, аж земля...
— Да замолчите вы!»
— не выдерживает Иван и выбегает из комнаты. Старый большевик, друг отца Ивана с которым они встретились на этом строительстве, говорит: «Здорово разобрало... Человеком станет!»
Еще одна интересная сцена происходит в столовой, куда приходит Иван. В столовой сидит один, так сказать, начетчик (выучивший несколько марксистских слов) и жалуется на высокие цены: «Ужас! Ужас! Жах! Кушаем? Сало пятнадцать, масло шестнадцать. Шест-над-цать! У-у, парубки! Личность уничтожили! О! Понагнали деревенских, извините... Диалектический нонсенс. Нонсенс! Как бы это вам объяснить?
— А вы не популяризируйте, оно и так видно!
— говорит один из рабочих. —
— Ведь это... ведь... т-т-товарищи, диалектически ведь это же ужас! Ведь диалектически... ведь это же ужас!
— Правильно. Верно,
— подтверждает Иван. —
— Кто мы такие, я вас спрашиваю? Я — прораб. Ведь диалектически, товарищи, я же неповторимая личность! И вы, и вы... Неповторимая индивидуальность! Человека нет!» Тут другой рабочий не выдерживает и кричит: «Я тоже прораб. Человека нет? А я?! А я?! А они? При любой цене сала, масла, хлеба! — тут начетчик просто убегает. — Так, говоришь, правильно? — спрашивает рабочий у Ивана. — Деревенщина...»
После этого Иван решает поговорить с отцом на счет его обучения. Тут, кстати, ему тоже помогает правильно подобрать слова тот старый большевик, друг его отца. «— Я, отец, работать не умею. Тут, папа, не только сила. Тут иная хватка... школа тут! Вы промахнулись, отец!
— Я учителем был тебе в селе, а тут ты должен был бы меня учить. Это же ваше молодецкое дело. Вас же тысячи, да каких!»
Старый большевик договаривается, чтобы Ивана приняли в школу крановщиков: «Сегодня, Иван, ты выиграл самое главное!»
Перед финалом происходят еще несколько интересных сцен, которые хочется упомянуть. Идет собрание комсомольцев-рабочих, включено радио по которому передают перекличку всех больших строек страны. Тем временем тот самый начетчик из столовой и его жена слушают радио у себя в квартире. Жена его настоящая мещанка, требует от него включить заграничную музыку, не желая слушать перекличку ударных строек. Таким образом, в фильме задевается и тема мещанства, которое, кстати говоря, в будущем способствует краху советского общества, да и сегодня является не только не вылеченной социально-общественной болезнью, но и целой опухолью для страны.
Помимо этой темы задеты темы халтурного отношения к работе, квалификации (профессионализма), ответственности (можно даже сказать субъектности человека, ведь именно этого требовал начальник стройки от своих подчиненных после смерти комсомольца). Вот что было важно в то время. И важно это было постольку, поскольку являлось препятствием на пути к коммунизму. А если нет большой цели, то это и многое другое становится безразлично, как сейчас. Между прочим, на комсомольском собрании мать погибшего комсомольца говорит очень знаковые слова: «Погиб, словно в великом бою, мой единственный сын...
<...>
Вспоминаю, был он маленьким мальчиком. Хороший и потешный был. Все о книгах мечтал. А в работе — сила! Знаю я, все вы его любили, потому что когда упал он, затих весь мир... Слушайте, ребята, товарищи, ударники!
— Ударим! Ударим! Ударим!»
- отвечает ей собрание. Напомню, что красная т.е. коммунистическая метафизика (предельные основания коммунизма), как раз и является метафизикой войны (а война и предполагает бои или «великий бой», если это война метафизическая). Но разве именно это и не является основным лейтмотивом фильма?
Где-то в середине фильма идет вставка биографий реальных строителей ДнепроГЭС'а. Например такая биография: «Организатор штурмов за темпы, за 500.000, за плотину, за мосты, за шлюзы, за бетон, жестокий враг стихии и "объективных обстоятельств", бывший комиссар броневых частей - дорогой Николай Григорьевич Третьяков.» И завершается фильм сценой, в которой Иван входит лекционную аудиторию, чтобы учиться вместе с десятками других, жаждущих знаний, людей. Иван выиграл сражение с самим собой, стал тем самым новым человеком.
Скажут, что фильм слишком идеологизирован. Да, фильм идеологический... Но что это, в условиях, когда идеология способствует государственному строительству, способствует решению реальных проблем, т.е. помимо идеальных вопросов существования решает и грубые материальные? Идеология создающая новую материальную среду. Победа духа означает и победу материальную в т.ч. над реальным неблагополучием. А этот фильм — аутентичный отпечаток того времени, когда победил человеческий дух. Поэтому, будем работать, для того чтобы это свершилось вновь!

До встречи в СССР!

Наверх 

  • 1
очень интересно, сам фильм не смотрел но почитал с удовольствием

Посмотрите обязательно, там столько сцен, которые не описать словами, лучше просто посмотреть! Для 32-го года вообще отлично снято (по техническим приемам и сюжету).

Фильм не смотрел ранее, а разобран он интересно !

  • 1
?

Log in

No account? Create an account