Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Необходим ли новый подход в образовании и каким он должен быть?
grigoriy_karpov
Образование с компьютером в начальной школе

Поводом к этим размышлениям послужил часто встречающийся (обычно в образовательной среде) тезис о том, что поскольку мы живем в век компьютерных технологий и огромного количества информации, то нужно делать образование заточенным под эти новые реалии.

Как правило, аргументы у стоящих на этой позиции такие: современные дети по факту отличаются от того, какими они были лет 50 назад: они намного быстрее решают задачи, умеют ориентироваться в большом объеме информации, что недоступно для взрослого человека. К примеру, молодой человек может не читать большую статью, чтобы решить задачу, он просто пробежится по ней глазами и сразу «выхватит» нужные для решения задачи сведения. А обычный взрослый человек прочитает все целиком, сделает какие-то выводы и уже тогда сможет дать ответ на поставленный вопрос. Спорить с этим не буду, я застал современную систему образования и могу сказать, что так оно и есть. Однако, дальше говорится главное: давайте изменим классический подход и будем теперь детей учить чуть ли ни с детского сада при помощи компьютеров, планшетов и т.д. Поскольку они не воспринимают большие целостные тексты, давайте будем показывать клипы или, еще лучше, сделаем интерактивное приложение, что называется «с кнопочками». Тогда дети якобы будут лучше учиться, ведь в рамках классического подхода они вообще не воспринимают информацию.

Приведу такой пример: не так давно, весной этого года, замминистра образования и науки Вениамин Каганов посещая детский сад, в образовательном процессе которого используются планшеты, сказал следующее: «Я думаю, что года через три мы вряд ли найдем образовательное учреждение, чтобы не использовали такие технологии» (ТАСС http://tass.ru/obschestvo/3169977 01.04.2016). А заявления на таком высоком уровне означают, что подобные идеи уже не являются частным мнением отдельных людей — они приобретают системный характер.

Начиная с этого момента мне бы и хотелось вступить в диалог с ревнителями подобного подхода.

Как я и сказал выше, я застал современную российскую систему образования и могу судить исходя из непосредственного личного опыта. И как это неудивительно, весьма часто приходится сталкиваться с определенной безграмотностью молодых людей в вопросах пользования компьютера. Современный ПК — довольно мощный инструмент с большим количеством возможностей: создание текстов, презентаций, музыки, видео, графики т.д. Словом, это огромные творческие возможности, которые, казалось бы, доступны каждому. А на практике часто иная ситуация: молодое поколение чаще всего использует компьютер как игрушку и как инструмент развлечений, но не в творческих целях. При этом, это сочетается с незнанием даже базовых вещей. Например, имеется очень частая ситуация неправильного форматирования текстов или создания презентаций. Зачастую, тексты или презентации даже не пытаются создать, их просто скачивают из интернета. Не буду и дальше вдаваться в такие подробности, скажу лишь главное: молодое поколение зачастую не обладает даже базовыми умениями пользователя ПК. Поэтому тезис о том, что современные молодые люди лучше взрослых понимают компьютеры не верен, зачастую это не так.

Хочу отметить, что на нашем II-м съезде РВС, который был посвящен проблемам образования, одна из выступавших — психолог, д.п.н., профессор — Рада Михайловна Грановская в своем докладе (читайте стенограмму в газете «Суть времени» — http://rossaprimavera.ru/article/nam-seychas-kak-nikogda-nuzhen-tvorcheskiy-proryv) коснулась именно той проблематики, которую я сейчас обсуждаю. Поскольку мне близка позиция этого замечательного ученого, то хочу вас ознакомить с этой позицией. Отмечая и приводя примеры (в том числе и экспериментов, поставленных психологами) описанной выше ситуации, когда дети быстро решают задачу, не погружаясь глубоко в контекст этой задачи, Рада Михайловна, наряду с этим фактом отмечает еще и то, что эти дети способны решать только маленькие задачи, не требующие длительного и сложного пути решения. «"люди книги" могут решать сложные задачи, но решают медленно, "люди экрана" решают быстро, но не могут решать сложные задачи» — констатирует Рада Михайловна. А отсутствие в жизни человека основной отдаленной цели, которой подчинены все остальные цели (являются ее подзадачами), ведет к раздробленности личности, снижению ее творческого и энергетического потенциала (то есть общего объема усилий, которые может приложить человек для достижения целей).

Итак, вопреки мнению об особых способностях детей, растущих среди гаджетов и всего прочего, на практике оказывается, что это новое для мира явление далеко не так однозначно. Безусловно, новые реалии требуют и нового подхода ко многим вещам в т.ч. и к образованию. На мой взгляд, необходимо учить тому, как в огромном объеме информации найти нужную, а перед этим поставить правильную цель. Иначе в этой информации можно просто «утонуть», а в голове будет «каша». Кроме того, необходимо вернуть хотя бы уровень классического образования, ведь нынешнее образование раскурочено 25-ти летней эпохой непрестанных реформ. Важно было бы научить человека глубоко вникать в текст, а не скользить по тексту. Для этого необходимо не только не отменять чтение книг, но, напротив, сделать так, чтобы читали намного больше. Иначе, на выходе получится человек поверхностный, неглубоко мышления, с дробным сознанием. В лучше случае, специалист в узкой области. Такой человек не сможет отвечать на вызовы современности и решать большие задачи, стоящие перед страной.

Ведь этого поверхностного, дробного человека создает современный капитализм и потребительское общество. И понятно для чего создает: чтобы он больше ходил по магазинам. Современному капитализму не нужен человек-творец, ему нужен человек-потребитель. И чтобы ни делал этот капитализм, к чему бы он, так сказать, ни прикоснулся своею «рыночной рукою», он все превращает в инструмент для наращивания потребления. Образование, медицину, культуру… Это закон современного капитализма, в котором мы живем. Поэтому необходимо постоянно искать все позитивное и альтернативное, что можно этому противопоставить. В частности, в образовании, о котором мы говорим, постараться опереться на наши хорошие традиции, но и, конечно, добавлять к ним новое, о чем я писал выше.

До встречи в СССР!

Поделитесь этой публикацией в соцсетях:

  • 1
Дети становятся тупее с каждым годом. Их прежде всего нужно заставить читать.

Мне кажется, это взрослые становятся тупее с каждым годом. Детей невозможно "заставить" читать, можно только попытаться показать им, как это интересно. Если вы сами не читаете и у вас по зомбоящику в каждой комнате, включая кухню, то ваши дети уже проиграли - вместе с вами.

Использование компьютеров (прочих гаджетов) в обучении детей должно применяться для упрощения понимания сути, какой либо новой темы по предмету, особенно по сложному предмету, когда помимо словесного объяснения, необходимо воспроизвести изучаемый процесс в действии (в виртуальной динамике).
Для более углубленного изучения предмета, особенно когда надо, чтобы знания отложились в голове, нужно читать дополнительный материал (книги, статьи), плюс необходима практика применения полученных знаний (в этом помогут компьютерные программы).
Так что, обучение должно быть комбинированным, по принципу «компьютер – книга – компьютер».

  • 1
?

Log in

No account? Create an account