Предыдущий пост Поделиться
Сталин-отец, Довженко и фильм «Аэроград»
grigoriy_karpov


Мне кажется, что все, что связано с небом, полетом — было для Довженко метафорой того, что происходило в молодой Советской России. Это видно не только по фильму Аэроград, но и по другим тоже. Что же касается именно этого фильма, то тут, на мой взгляд, небо символизирует не только победы советского государства и победы человеческого духа вообще, но еще и какую-то большую мечту. Мечту о новом человеке, о новом мире. Мечту и предвкушение того, каким фантастическим образом изменится мир под натиском воли могучих и сильных людей, которые могут потеснить и тайгу, и океан, чего никто и никогда до них не осмеливался сделать. Поэтому фильм «дышит» духом той эпохи — духом действительно сильных людей и огромных свершений и устремленности к мечте.

Это даже напоминает строки из стихотворения Бодлера: «Мы всходим на корабль, и происходит встреча безмерности мечты с предельностью морей». Конечно, и океан в фильме — тоже метафора. Особенно это ясно, когда один из интертитров оглашает: «Да здравствует город Аэроград, который нам, большевика, надлежит построить на берегу Ван Линового океана». Ван Лин — один из отрицательных персонажей, который совершает предательство. То есть, имеется ввиду океан старой социальной реальности и ее пороков, которую должна потеснить реальность новая, отчищенная и возвышенная. Конечно, противопоставление города и леса, города и океана — это еще и противопоставление культуры и природы, космоса и хаоса.

Большевики показаны в фильме как неукротимая и в тоже спокойная и холодная сила, которую не кто не способен перебороть. Поэтому враги этой силы надрываются, кричат в своей неистовствой ненависти. Правда, когда смотришь на некоторых из них, думаешь о том, что это еще надо уметь так ненавидеть, как они ненавидят. Ненавидеть у них получается очень хорошо, но, к сожалению, любить им нечего. Для японцев, например, тайга — это столько-то тонн золота и алмазов, столько-то гектаров леса и т.д. То есть при таком предметном разговоре, о настоящей любви, конечно, речь не идет, а только о том, чтобы хапнуть кусок побольше от этих богатств. Что же касается староверов, то они сами говорят о том, что вынуждены были бежать в глушь и жить среди лишений, вдали от «сатанинских большевиков». Кстати, подобные разговоры напоминают и некоторых наших псевдоправосланых современников, которые именно в таких же категориях описывают весь советский период (и издают на эту тему книги). Но в фильме как раз только большевики по-настоящему любят тайгу. Причем любовь эта именно отцовская.

Я прочитал воспоминания Довженко о том, как начиналась работа над фильмом. Перед началом работы, в определенный момент он обратился к самому Сталину за поддержкой, которую тот оказал в полной мере, и сам Довженко вспоминал, что «после встреч с тов. Сталиным окреп мой дух и поднялись мои творческие силы». Но главное, Довженко пишет, что Сталин принял его после письменного обращения «у себя в Кремле, как добрый московский хозяин» и «своим отцовским вниманием будто снял с плеч многолетнее бремя ощущения творческой, а также политической неполноценности, которое навивало годами окружение». Я думаю, что именно вот это ощущение отца и хозяина, которое улавливал Довженко в Сталине, совсем неслучайно использовав такие слова, он перенес и на героев фильма. Таков их характер и их отношение к тайге. Уже не тигр хозяин тайги, а Степан Глушак по прозвищу «Тигриная Смерть» и молодые советские люди, которые летят в тайгу на берег Тихого океана строить город Аэроград.

Поделитесь этой публикацией в соцсетях:

  • 1
Интересное прочтение фильма.Мне думаеться правильное.

надо же, какой жополиз был. понятно теперь почему его именем самую дерьмовую студию совка назвали :)))

Жополиз -- это Аркаша Бапченка, который лизал жопу укронацикам из России, потом приехал на Украину и был ими опиздюлен и послан нахуй с диагнозом "а всё равно ты москаль", и немного повизжав, всё равно продолжил им отлизывать.

Ну, и некто, кто отлизывает самому Бапченку, добавив этого самого Бапченку в друзья в свой уйююютненький, причём без взаимности.

Ой, о ком это я? )))))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account