Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
О звездных войнах и не только или почему я не пойду в кино на этот фильм?
grigoriy_karpov

Недавно я перечитывал статью из газеты «Суть времени» под названием «регрессоры». Смысл ее, если говорить коротко, в том, что эти самые регрессоры занимаются тем, что избавляются от сложности. То есть опрощают всех и вся. Для них не существует чего-то по-настоящему глубокого, содержательного. Великая классика, по их мнению, - то же, что современные сериалы. Или блокбастеры.

Так вот, читая статью, у меня возник яркий пример такого опрощения – фильм звездные войны. Конечно, кроме него полно других фильмов, но учитывая некоторый ажиотаж вокруг выхода нового фильма этой серии, хотелось бы именно на нем и заострить внимание.

Поскольку статья писалась в газете давно и в качестве примера в ней рассматривалась фраза Латыниной о том, что мол «Илиада» – это блокбастер, я бы хотел опустить моменты на счет Латыниной и процитировать статью частично, в том, что касается именно блокбастеров. Хотя статья вышла в 2012 году, как мы понимаем, она не перестала быть хоть сколько-то менее актуальной, к сожалению. Но это повод еще и еще раз задуматься о том, какую пищу для ума мы выбираем.

«…Вот мы и подошли к загадке блокбастера. Блокбастер — это «Винни-Пух» для взрослого, в чем-то даже и преуспевшего инфантила. «Креативный класс» — это класс таких инфантилов.

<…>

Креатив и творчество — вещи принципиально разные. Творчество — это взрослость, сохранившая детскую открытость миру. И соединившая эту открытость с ошеломленностью глубиной и новизной миров, открывающихся покинувшему детство странствующему рыцарю.
Креатив — это болезненная детскость, не желающая никаких дорог и никаких странствий. Детскость обладателя iPad’а, бойко тыкающего в клавиши и радующегося способности продлить на всю жизнь игру в «бибики» и гномиков. Я не исключаю, что подобный креативщик может в чем-то преуспеть. Но твердо знаю одно. Кто бы ни создал мир — бог, дух истории или всеобщий инстинкт усложнения формы — целью не было и не может быть заселение этого мира идиотами-креативщиками.

Блокбастер — это кукла Барби для инфантила. Все прикольно, все удобно. Все сделано так, чтобы не надо было мучиться. Душа не должна трудиться, лицезрея блокбастеры. По экрану или книжным страницам бегают непритязательные образы — те же Вини Пухи и капитаны Сорвиголова, но адаптированные к нормам иного возраста.

Блокбастер — это форма идиотизации человечества. Это один из инструментов реализации проекта «Счастливое дитя», он же проект «Великий инквизитор». Под этот проект подгоняется очень многое. И ювенальная юстиция (поди еще создай такого массового инфантила), и глобализация (массовый креативный инфантил — это глобик), и виртуализация и — культурное ренегатство...

<…>

Все, вводимое в жизнь культурой, поначалу неудобно. И потому ренегаты, провозгласившие «Даешь удобную культуру!», — это враги культуры. «Ну и хорошо, что враги», — говорит Великий Инквизитор. Счастливым взрослым младенцам не нужна подлинная культура. Им нужна культура удобная, то бишь блокбастерная.

<…>

А сокрушившие Рим варвары? Они ведь не ОПРОЩАЛИСЬ на развалинах Рима, а впитывали в себя его потенциал, его культурную прану. Впитывая, соединяли высокую античность и высокую христианскую мысль.

Точно так же восходили пришедшие из низов большевики. Они яростно учились. Зачитывались Толстым, Горьким и Чеховым. Галерка МХАТа была забита теми, кого белогвардейское хомячье презрительно называло «кухаркиными детьми». Эти представители социальных низов, поднятые наверх революцией, по десять раз ходили на «Три сестры» и «Дни Турбиных». Яростно хлопали, шли по ночным улицам, споря по поводу того, как именно следует понимать увиденное. В итоге восходящий социальный поток создал полноценных строителей государства.

В 1917 году произошло великое чудо, достойное своего Гомера. И не получившее его. Разлагающиеся микенские (прошу прощения, имперские) элитарии сгноили Империю. А «кухаркины дети», подобные дорийцам и эолийцам гомеровской эпохи — империю воскресили, воссоздали. Но не сумели передать свой строительный ген детям и внукам. Почему? Не потому ли, что им тоже захотелось опрощения, то бишь удобной, как стул, блокбастерной культуры? Что ж, Стругацкие и Окуджава сбацали на блокбастерный манер. Да так, что страна обратилась в пыль. Вот что такое война культуры с блокбастерами.

Блокбастеризация великой культуры обращает в пыль государства. Вот о чем могли бы подумать властвующие постсоветские варвары. Подумав же — лихорадочно схватиться за подлинного Гомера, а также Толстого, Достоевского, Томаса Манна, Чехова и так далее. Вместо этого они опрощаются. И ждут, когда хомячки, вооруженные блокбастерным оружием, доберутся до них так же, как до Мубарака и Каддафи.

Завершая, могу сказать, что как бы ни был ужасен опрощающийся Монстр, его хоть в чем-то оправдывает очевидно варварская природа. Интеллигенцию же нашу — коллективную Латынину, так сказать — не оправдывает ничто. А значит, России нужна новая интеллигенция. Не в первый раз она ее создает, оказавшись на пепелище.»
Источник

Согласитесь, что фильм звездные войны никакого отношения к культуре не имеет. Более того, он отвлекает человека посмотревшего его от настоящих великих произведений. Но даже если человек и читает великие произведения и смотрит блокбастеры, то и произведения эти для него - те же блокбастеры. Потому что так удобнее, так не нужно мучиться по поводу вопросов бытия.

Как мы прекрасно знаем, западная элита воспитывает своих детей в классической, многовековой системе образования. Им преподают Илиаду и Одиссею. А большинство людей народов запада должны «хавать» всякие там блокбастеры и умиляться по поводу того, что псевдогерои спасают мир, в то время как настоящий мир гибнет под натиском регресса и опрощения. Это же предлагает и нам наша «элита», подключая наш водопровод к западной канализации. Для того чтобы поддерживать определенный уровень варварства и выкачивать ресурсы страны к себе в карманы и удовлетворять инстинкт власти. В этом смысле не стоит удивляться и тому, что минкульт спонсирует всякие развратные фильмы для подростков.

У нас один выбор: или бороться за сложность и осваивать наследие нашей великой и мировой культуры либо исчезнуть с лица земли. Вот в чем актуальность нынешней ситуации и, возможно, это даже более актуально чем война в Сирии и на Украине. Потому что если бы Украинский народ не был бы доведен до определенного состояния, то и планы бандеровцев бы никогда не состоялись и не было бы гражданской войны.


  • 1
тут может сложиться двоякое мнение
классика есть классика, мы обязаны своим детям привить любовь к ней, но и исключать современную кинематографию сложно
на счет Звездных войнов: я смотрела все серии, но посмотрев последнюю, новую. поняла, что смотреть больше не буду, там просто уже такое напридумали, что и на голову не оденешь, а классику я читаю и смотрю, главное своих детей научить ее любить
и это сугубо мое мнение, если что!

Я с вами согласен, но у нас есть интернет и никаких проблем в том чтобы посмотреть какой-нибудь старый фильм или советские мультики детям показывать не возникает.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account